Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о том, сколько может стоить отдельный бизнес или его часть, набирает обороты в российских реалиях. Этому способствовало развитие рынка капитала в процессе становления рыночных отношений в России.
Оценка текущей стоимости бизнеса или его активов необходима не только в рамках сделок купли-продажи или при определении залоговой стоимости имущества, но и для принятия стратегических управленческих решений, а также для подготовки управленческой отчетности в соответствии с требованиями международного инвестиционного сообщества.
Трудности при построении долгосрочных макроэкономических и отраслевых прогнозов, ограниченность инструментов фондового рынка, относительно небольшое количество сделок слияния и поглощения (M&A), незначительный объем публичной общедоступной финансовой информации о компаниях приводят к искажению результатов оценки.
Эффективная организация бухгалтерского учета на предприятии имеет особое значение для применения затратного (имущественного) методического подхода к оценке стоимости активов предприятия, учитывая возможность выбора бухгалтерами различных методов оценки активов и обязательств, предусмотренных национальными П(С)БУ. Оценщик должен подробно изучить учетную политику предприятия, которая непосредственно влияет на балансовую стоимость активов и финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период.
Из вышесказанного следует важность и актуальность темы оценки стоимости предприятия, исследование которой и будет описано в данной курсовой работе. Рассмотрение выбранной темы будет проводиться на примере публичного акционерного общества “Аэрофлот”.
Объектом исследования представленной курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность предприятия ПАО “Аэрофлот”.
Предметом исследования работы являются научные методы оценки стоимости предприятия (бизнеса).
Цель данной работы – проведение оценки текущей стоимости предприятия (бизнеса) ПАО “Аэрофлот”.
Исходя из этого формируются задачи выполнения курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
2. Произвести оценку стоимости предприятия (бизнеса) на примере Ижевского предприятия ПАО “Аэрофлот”;
3. Обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
В процессе исследования использовались методы конкретного и абстрактного мышления – для изучения принципов и особенностей формирование стоимости, математические и графические методы – для анализа подходов к оценке стоимости и определению индикаторов стоимости в динамике для изучаемого предприятия; методы синтеза, анализа, аналогий и обобщение – при формировании направлений роста стоимости предприятия в перспективе.
1. Теоретические аспекты оценки стоимости предприятия
1.1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия
Стоимостная оценка бизнеса является центральным элементом концепции управления стоимостью. В рамках концепции управления стоимостью в оценке финансовых последствий важнейших управленческих решений учитывается вероятная динамика изменений внешней и внутренней среды деятельности предприятия. Важнейшей целью становится максимизация стоимости предприятия, а главной чертой корпоративного управления - устремленность в будущее.
Понятие “стоимость бизнеса” пришло в Россию из практики развитых стран с рыночной экономикой, в частности из США, где именно и получило наибольшее распространение. Особенностью экономики США является высокая степень развитости фондового рынка и высокий удельный вес акционерных обществ в структуре организационно-правовых форм деятельности предприятий. Поэтому значительную часть исследований в области оценки стоимости бизнеса выполнена именно с позиции оценки акционерного капитала. Следует признать, что оценка стоимости бизнеса предприятия, которые действуют в форме акционерного общества, как суммарной рыночной стоимости акций является достаточно узкой и не может использоваться для достижения различных целей оценки и определения различных видов стоимости бизнеса, в частности невозможно использовать такие методы для оценки стоимости малых предприятий.
Следующей проблемой является разница в реальной и бухгалтерской стоимости активов предприятия, последняя, как правило, несколько ниже. В свою очередь, для оценки некоторых типов активов необходимо применять специальные подходы и методики, что делает расчеты из стоимости бизнеса достаточно сложными и громоздкими.
Показатель стоимости предприятия применяется в практической деятельности в случаях [21, с. 275]:
- расчета цены, по которой можно приобрести предприятие или по которой будет происходить слияние с другой компанией;
- расчета пропорций обмена акций при объединении предприятий;
- установлении наиболее эффективного способа увеличения объема привлеченного капитала;
- расчета предела стоимости акций новой эмиссии;
- принятие решения о ликвидации предприятия;
- оценки интеллектуального капитала предприятия и тому подобное.
Основными элементами механизма управления стоимостью являются:
1. Оценка - оценка рыночной стоимости предприятия. Предполагается выбор модели и процедуры установления стоимости, отслеживание процесса создания стоимости. Оценку стоимости проводят с применением затратного, доходного и сравнительного подхода, позволяющего реализовать такие принципы управления стоимостью, как принцип полезности - способности удовлетворять потребности заинтересованных лиц; принцип замещения - учет поведения покупателей на рынке; принцип эффективного использования и ожидания - определяется размером экономических выгод; принцип вклада или предельной производительности - предполагает влияние на стоимость ключевых факторов.
Выбор методического подхода оценки стоимости зависит от цели проведения оценки, допускается также комбинация представленных подходов. Так, затратный подход предусматривает определение текущей стоимости с последующей корректировкой ее на сумму износа при использовании принципов полезности и замещения (этот подход применяют при оценивании чистых активов). Доходный подход базируется на принципах наиболее эффективного использования, ожидания и предусматривает оценку стоимости, исходя из возможностей приносить доход; этот подход применяют при определении стоимости бизнеса, при определении стоимости предприятия, а также, когда будущие чистые доходы или денежные потоки будут примерно равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми.
Сравнительный подход применяют при определении стоимости имеющегося предприятия или такого, чья деятельность только начинается и связана с выводом на рынок принципиально нового продукта.
2. Определение ключевых факторов стоимости, влияющих на процесс ее генерирования. Традиционно под факторами стоимости понимают параметры деятельности предприятия, способствующие формированию величины его стоимости. Необходимо исследовать не только материальные факторы функционирования предприятия в операционной деятельности (объем и цена продаж, производительность труда, производственная мощность, степень использования основных фондов и т.д.), в финансовой деятельности (ликвидность активов, финансовый рычаг, налоговая ставка, объемы собственного и привлеченного капитала, устойчивость функционирования предприятия и т.д.) и в инвестиционной деятельности (объем и рентабельность инвестиций в производство, в научно-исследовательскую работу и в брендинг, наличие инвестиционных проектов тому подобное). Необходимо также исследовать и анализировать нефинансовые факторы, что является формированием финансовых показателей и имеют долгосрочный характер, среди них - уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, деловая репутация, прозрачность и открытость информации, уровень корпоративного управления и социальная ответственность, интеллектуальный капитал как совокупность знаний и навыков персонала, его квалификации, способности персонала к новаторству, система ценностей, культура и философия компании. Во время исследования ключевых факторов стоимости необходимо также учитывать условия развития отрасли, где функционирует предприятие и его особенности, что способствует принятию лучших управленческих решений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об утверждении порядка определения стоимости чистых активов: приказ Минфина России от 28 августа 2014 № 84 н [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
2. Аблаева Е. В. Структуризация проблемы разрушения стоимости ПАО “Аэрофлот” / Е. В. Аблаева, Р. Р. Фархутдинова, С. А. Ютландова // Неделя науки СПБПУ: сборник трудов конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – 2016. – С. 3-5.
3. Амирова Р. И. Специфика оценки стоимости закрытых компаний в целях инвестиционного анализа / Р. И. Амирова // Ученые записки российской академии предпринимательства. – 2017. – Том 16. - №1. – С. 9-19.
4. Беззубова А. О. Формирование системы оценки стоимости бизнеса на предприятии / А. О. Беззубова, А. Ю. Бушева // Studium. – 2019. - № 2 (47). – С. 3.
5. Борисова М. С. Оценка стоимости компании методом дисконтированных денежных потоков (на примере АО КЭАЗ) / М. С. Борисова, П. А. Цыбин, Ю. И. Соколова // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы пути их решения: сборник трудов конференции. – Курск: Юго-Западный государственный университет. - 2019. – С. 68-73.
6. Буга А. В. Основные инструменты оценки стоимости компании: цели проведения, подходы и методы оценки / А. В. Буга, М. А. Марченко // Экономика и управление народным хозяйством. – 2020. - № 6 (8). – С. 117-126.
7. Власова Ю. Е. Построение портфеля ценных бумаг в условиях коротких продаж / Ю. Е. Власова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. - №6. – С. 102.
8. Генералов Д. А. Сравнительная характеристика к оценке стоимости бизнеса / Д. А. Генералов, Ю. А. Герасина // Экономические системы. - 2017. - том 10. - № 3 (38). - С. 45-49.
9. Гилева Е. К. Сравнительная характеристика методов сравнительного подхода к оценке стоимости предприятия (бизнеса) / Е. К. Гилева // Интеграция республики Крым в систему экономических связей Российской Федерации: теория и практика управления: тезисы доклада на конференции. - Симферополь: Диайпи. - 2016. - С. 22-23.
10. Демьяненко М. М. Методы и проблемы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса / М. М. Демьяненко // ASPECTU. - 2017. - № 1 (14). - С. 77-81.
11. Дорджиева А. Д. Разработка методики оценки доходности и стоимости активов / А. Д. Доджиева, Е. А. Куртушова, А. Б. Манджиева, Б. В. Ошланов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2019. – Том 80. - № 1 (75). – С. 391-397.
12. Зубова Е. В. Стоимость капитала как фактор оценки стоимости компании / Е. В. Зубова, Л. В. Коява // Инновационное развитие. – 2017. - № 1 (6). – С. 47-50.
13. Каиргельдина А. А. Теоретические основы финансовой оценки стоимости предприятия / А. А. Каиргельдина, А. Ж. Шакбутова // Научно-практические исследования. – 2020. - № 5-1 (28). – С. 55-63.
14. Козин П. А. Методология оценки: от разброса значений стоимости объектов оценки к интервалам стоимости / П. А. Козин, Д. Д. Кузнецов, И. С. Ольшанникова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. - №10 (193). – С. 32-44.
15. Козлова Т. А. Особенности применения затратного подхода при оценке стоимости предприятия (бизнеса) / Т. А. Козлова // Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия: сборник трудов конференции. - М.: Проблемы науки. - 2019. - С. 47-54.
16. Конакова Л. В. Оценка теоретической стоимости акции в рамках доходного подхода / Л. В. Конакова, Л. В. Азарова, Д. В. Кирьянов // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник трудов конференции. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. – 2019. – С. 40-43.
17. Митюшкина Е. Н. Стоимостной анализ как ключевой этап оценки бизнеса / Е. Н. Митюшкина // Пермский финансовый журнал. – 2019. - № 2 (19). – С. 59-74.
18. Молина Н. А. Подходы и методы к оценке стоимости бизнеса в современных условиях / Н. А. Молина // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики: сборник трудов конференции. - Пенза: Пензенский государственный агарный университет. - 2017. - С. 101-105.
19. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.
20. Самсонов Р. А. Комплекс имущества как производный объект в оценке стоимости бизнеса / Р. А. Самсонов // Управление современной организации: опыт, проблемы и перспективы. - 2017. - № 2 (8). - С. 181-200.
21. Татаринцева Я. П. Подходы, принципы оценки стоимости компаний и факторы, влияющие на точность оценки / Я. П. Татаринцева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник трудов конференции. – Пенза: ИП Гуляев Г. Ю. – 2017. – С. 89-92.
22. Тихомирова И. Р. Влияние манипулирования финансовой отчетностью на оценку стоимости бизнеса / И. Р. Тихомирова // Академическая публицистика. - 2017. - №12. - С. 272-282.
23. Швыденко Н. В. Сущность оценки стоимости предприятия / Н. В. Швыденко, И. И. Сапрыкин // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник трудов конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, - 2019. – С. 223-225.