Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, пандемия коронавирусной инфекции, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) резко обострила положение ребенка в семье. У миллионов семей резко ухудшились условия для реализации первичной адекватной социализации детей.
Семья как социальный институт и элемент общественной культуры существует многие тысячелетия, она является важнейшим опосредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.
На ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Эту проблему в зарубежной психологии исследовали Н. Аккерман, В. Сатир, П. Пэпп, К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон; в отечественной психологии - Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.
Растет число неблагополучных семей, где морально-психологический климат крайне негативно сказывается на формировании личности детей из данных семей.
Вышеизложенными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Целью исследования является анализ воспитательного климата семьи и его влияния на становление личности детей.
В связи с поставленной целью были определены задачи:
1. Раскрыть основные положения отечественной и зарубежной семейной психологии об особенностях восприятия семьи ребенком.
2. Охарактеризовать наиболее типичные особенности восприятия детьми внутрисемейных отношений.
3. Проанализировать влияние особенностей восприятия детьми внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка.
4. Подобрать методики, адекватные целям исследования и провести диагностику восприятия внутрисемейных отношений детьми из неполной и полной семьи.
Объект исследования – внутрисемейные отношения в полных и неполных семьях.
Предмет исследования – особенности восприятия детьми внутрисемейных отношений в аспекте их воспитательного воздействия на личность ребенка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретическое и эмпирическое исследование), заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КЛИМАТА У РЕБЕНКА
1.1 Определение понятия о семье. Отечественная и зарубежная психология об особенностях восприятия семьи ребенком
В связи с тем, что некоторые исследователи склонны отождествлять семью и брак (Бодалев А.А., Владин В.З., Столин В.В. и др.) представляется необходимым развести и конкретизировать эти понятия. Под семьей, как правило, понимается опирающаяся на кровное родство либо на брак малая группа, члены которой связаны общностью быта (Андреева Л.С., Антонов А.И., Гурко Г.А.) [11, с. 69].
Брак представляет собой санкциониро¬ванную и регулируемую общественно-историческую форму отношений между мужчиной и женщиной, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Как отмечают Л.Я. Гозман и Е.И. Шлягина, характерное для современной семьи отсутствие жестких норм, регламентирующих семейную жизнь, ведет к тому, что семья как малая группа вынуждена по-своему формулировать и реализовывать собственные групповые нормы и ценности [5, с. 186].
Далее в настоящей работе считается целесообразным перейти к рассмотрению основных функций современной семьи. В этой связи отечественный исследователь семейных отношений Э.Г. Эйдемиллер определяет следующие основные функции семьи [21, с. 77]:
1. Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию, т.е. «воспроизведение себе подобных».
2. Хозяйственно-потребительская функция семьи, которая охватывает такие стороны семейных отношений как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета.
Среди аспектов данной функции можно особо выделить проблемы социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. В этой связи стоит отметить, что в настоящее время появилась тенденция к установлению в семье равноправия.
Но, в то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельности современной женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей в определенной степени негативно сказывается на психологическом климате семьи.
3. Следующая интересующая нас функция семьи – это воспитательная функция. Говоря о ней, следует отметить, что, как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия и влияния на все развитие ребенка.
Это доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, а также авторитет родителей в разрешении сложных для ребенка проблем.
4. Функция социализации. Как уже отмечалось выше, несмотря на большое число общественных институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья.
Это объясняется, в первую очередь, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
5. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям индивида относится, в частности, интимное общение.
Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям служит жизненно важным компонентом существования.
Таким образом, в качестве промежуточного вывода можно сказать, что благодаря собственной структуре и качествам, семья должна служить самым значимым источником эмоционального удовлетворения и развития личности ребенка.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной психологии накоплен немалый опыт исследования семейных отношений и восприятия семьи ребенком (Мягер В.К., Мишина Т.М., Ковалев В.В., Эйдемиллер Э.Г., Захаров А.И., Спиваковская А.С.; В. Сатир, В. Оклендер и др.) [5, с. 18].
В этой связи стоит отметить, что еще в 1882 году отечественный исследователь И.В. Маляревский открыл в Санкт-Петербурге «Врачебно-воспитательное заведение» для детей и подростков, персонал которого уделял существенное внимание исследованию семейных взаимоотношений в качестве этиологических условий формирования и последующего развития различных психических и эмоциональных расстройств у детей и подростков [1. С. 79].
В 1886 г. русские ученые В.М. Бехтерев и в 1899 г. И.А. Сикорский описали деформации семейного влияния на детей и подростков, по причине чего у них формировались различные нервно-психические расстройства. Современный отечественный исследователь семейных отношений А.С. Спиваковская пишет о том, что в первой половине прошлого столетия как в отечественной, так и в зарубежной психологии проблема восприятия семьи ребенком трактовалась с точки зрения механических редукционистских теорий по принципу «стимул – реакция», а также с позиций психоаналитических теорий о ребенке [16, с. 69].
Различная детская и подростковая нервно-психическая патология анализировалась как следствие неразрешенных интрапсихических сложностей и проблем определенного рода. Многие исследователи тех времен чувствовали крайнюю ограниченность подобного подхода. Начиная с середины 1980-х годов в нашей стране ведущим становится системный подход в семейной психологии, а в последующем – так называемый синтез «психологии отношений» В.Н. Мясищева.
При этом в структуре отношений можно определить три основных компонента [19, с. 106]:
1) когнитивный;
2) эмоциональный;
3) поведенческий.
Когда данные компоненты нарушены, то, как следствие и возникает определенное невротическое расстройство.
Современные западные исследователи семейных отношений (С. Минухин, В. Оклендер, П. Пэпп и др.) обращают внимание на значительное сходство концепции Мясищева с концепциями таких исследователей как З. Фрейда, А. Фрейд, З. Фоукса. Как справедливо замечено многими современными исследователями (А.Я. Варга, В.Н. Котырло, Э. Мазлин), ведущей причиной определенных негативных отношений детей служит неверная позиция в отношении собственных детей именно родителей, которая и детерминирует в свою очередь трудности психического и эмоционального формирования и развития ребенка [7, с. 112].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Аспект-пресс, 2018. – 223с.
2. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Семейная психотерапия. Хрестоматия. Сост. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2019. – 417 с.
3. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.Е. Ершовой. - М.: Союз, 2019. – 173с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 2019. – 452 с.
5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. 2018. № 2. С.186-187.
6. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей / Семья и формирование личности. - М., 2016. – 187с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб: Питер, 2018. – 176с.
8. Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребенка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2019. - №3. – с.18-26.
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Аспект-пресс, 2019. – 368 с.
10. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2017. – 208 с.
11. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи. СПб: Питер, 2018. -288с.
12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2017. – 346с.
13. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М., Гардарики, 2017. – 381 с.
14. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., Линка - Пресс, 2018. – 328 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2017. – 456 с.
16. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2019. – 481 с.
17. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 2017. – 472 с.
18. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М., 2017. – 532 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2019. – 370 с.
20. Репина Т.А. Проявление конфликтности у младших школьников и пути ее коррекции. - М.: Гардарики, 2017. – 214с.
21. Репина Т.А. Психология младшего школьника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2019. – 342с.
22. Сатир В. Психотерапия семьи. Спб.: Речь, 2018. – 611 с.
23. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Аспект пресс, 2020. – 304с.