Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Право на социальное обеспечение, в том числе по случаю потери кормильца, является одним из гарантированных российским гражданам Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39). Согласимся с позицией ученых , что в государстве, если оно провозглашает себя правовым, социальным и демократическим, вопросы о защите прав и свобод граждан, о поддержке нуждающихся категорий граждан выступают индикатором уровня его правового развития. «Политика России как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями <...> направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации <...> обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты <...> каждому гарантируется социальное обеспечение» .
Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что, в связи с недавним изменением пенсионного законодательства в РФ, еще не до конца изучен новый правовой институт формирования пенсий в общем, и в частности страхования пенсионного обеспечения в связи с потерей кормильца. В пенсионное законодательство продолжают вноситься различные изменения, которые вызывают только путаницу у граждан.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении юридического механизма формирования страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Для достижения указанной цели требуется установить следующие задачи:
- рассмотреть понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца в пенсионной системе;
- выделить получателей пенсии по случаю потери кормильца;
- обозначить условия назначения пенсии по случаю потери кормильца ;
- исследовать порядок исчисления и основания прекращения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Объектом курсовой работы выступают общественные правоотношения, которые возникают при возникновении права на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы действующего пенсионного законодательства РФ, а также материалы судебной практики.
Вопросами пенсионного обеспечения в общем и страховой пенсии по поводу потери кормильца занимались многие правоведы, среди которых можно обозначить С.В. Барулина, К.Н. Гусова, Л.А. Дробозину, Т.М. Ковалеву, Н.П. Кондракова, В.Н. Лапина, В.Г. Пав¬лю¬ченко, Е.В. Пономаренко, Н.М. Сабитову, В.М. Родионову, В.Д. Роика, А.К. Соловьева, Т.А. Федорову, Л.П. Якушева и многих других.
Некоторые положения пенсионного законодательства выступали предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ .
Методологическую основу образуют новые достижения теории познания. В ходе изучения данной темы использовались теоретический, общефилософские методы.
Структура работы отвечает поставленной цели и представленным задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА И УСЛОВИЯ ЕЕ НАЗНАЧЕНИЯ
1.1 Понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца в пенсионной системе
В рамках пенсионной модели России выделяется четыре вида пенсий:
1) страховая пенсия;
2) пенсия по государственному пенсионному обеспечению;
3) накопительная пенсия;
4) пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» под страховой пенсией понимается денежная выплата, которая выплачивается ежемесячно для того, чтобы компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения .
Указанное понятие страховой пенсии идентично понятию трудовой пенсии, которое применялось в Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» до вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» .
Стоит отметить, что понятие страховой пенсии, предусмотренное ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях» уже содержит в себе все существующие виды страховых пенсий. Однако законодатель посвятил отдельную статью видам страховых пенсий, где их собрал воедино. Так, согласно ст. 6 ФЗ «О страховых пенсиях» выделяют следующие виды страховых пенсий:
1. Страховая пенсия по старости;
2. Страховая пенсия по инвалидности;
3. Страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Различия между перечисленными видами страховых пенсий следуют непосредственно из их названий, а также из самого понятия страховой пенсии.
Подобным образом ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусматривала трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Помимо этого, данная статья предусматривала части, из которых может состоять трудовая пенсия: страховую и накопительную. Но в ФЗ «О страховых пенсиях» они не указываются, и это продиктовано тем, что накопительная часть страховой пенсии преобразовалась в самостоятельную пенсию, которая регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» .
Указанные виды страховых пенсий также перечислены в ст. 9 Федерального закона от15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсия по случаю потери кормильца как вид социального обеспечения представляет собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую нетрудоспособным членам семьи, утратившим источник средств к существованию в связи со смертью кормильца, в целях компенсации этих средств.
Спорным в науке права социального обеспечения считается мнение об отнесении семьи к субъектам пенсионного права . Однако следует заметить, что по российскому законодательству получателем пенсии по случаю потери кормильца фактически является нетрудоспособный член семьи: заявление о назначении пенсии подается лично членом семьи или его представителем, решение выносится также в отношении каждого подавшего заявление члена семьи, расчет пенсии осуществляется в отношении каждого члена семьи в отдельности. Вместе с тем при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца учитывается количество нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на эту пенсию, что, впрочем, не превращает семью в субъекта пенсионного правоотношения.
1.2 Получатели пенсии по случаю потери кормильца
В зависимости от наличия или отсутствия у умершего кормильца страхового стажа нетрудоспособным членам его семьи назначается соответственно страховая или социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца может назначаться нетрудоспособным членам семей граждан из числа:
• застрахованных лиц (страховая пенсия по случаю потери кормильца);
• военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; космонавтов (государственная пенсия по случаю потери кормильца);
• нетрудоспособных граждан (социальная пенсия по случаю потери кормильца).
По общему правилу право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего или безвестно отсутствующего кормильца (при наличии у кормильца страхового стажа), состоявшие на его иждивении (ч. 1, 2 ст. 4, п. 3 ст. 6, ч. 1, 10, 11 ст. 10 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - Ст. 16.
4. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. - 24.11.1997. - № 47. - Ст. 5340.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
6. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
7. Федеральный закон от 05.06.2012 № 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Собрание законодательства РФ. - 11.06.2012. - № 24. - Ст. 3067.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть II). - Ст. 6965.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989.
10. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 21. - Ст. 699.
11. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 9. - Ст. 328.
Научная и учебная литература
12. Рыбаков О.Ю. Стратегия правовой политики России // Юридическое образование и науки. 2015. № 1. С. 30 - 38; Атагимова Э.И. Правовая культура общества как основа правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. № 3. С. 78.
13. Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
14. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие. М., 2019. С. 156.
Судебная практика
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 1. – 2010.
16. Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 № 1608-О-О // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 21.11.2021.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. № 36-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с запросом Кузнецкого районного суда Пензенской области» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 51. Ст. 7911.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой» // Российская газета. - 2018. - 10 июля.
19. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2019 № 33-51635/2019 по делу « 02-0094/2019 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.11.2021.
20. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 16.04.2019 по делу № 33-3362/2019 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 24.11.2021.